GreyCat about Keiko Matzui

 
 

GreyCat about Keiko Matzui

Good Read



Ух. Впечатления. Их море. Был на Keiko Matsui в ММДМ. Мягко говоря - очень
сильно, отличный концерт, и среди последних больших концертов - один
из самых-самых по эмоциональности, напряжению и определенно очень
понравилось. Специфично - да, на любителя - да, но тем, кого зацепило
- это просто замечательно.

Даже не знаю, с чего начать. В голове масса разбредающихся в разные
стороны мыслей. Прямо вот лови за хвост первую попавшуюся. Ну, начну,
например, с самой Кейко. Миниатюрнейшая девушка, на самом деле - так
же, как и другой "великий мастермайнд", который Christofer Johnsson. Когда
она вышла во втором отделении на 15-сантиметровых шпильках - я чуть не
зарыдал, как же она с таким будет справляться. Справилась, еще как, да
еще и зажигали во втором отделении в итоге больше, чем в первом ;)

Неким шокирующем даже слегка фактом стало осознание того, что Кейко -
скорее играет на клавишах и синтезаторах, чем на фортепиано. Все ее
инструменты, насколько я понял - без исключения - только
Ямахи. Основная рабочая клавиатура - Yamaha Stage Piano, кажется, P60
или P80 - ну да не суть. В качестве второй клавиатуры и собственно
синтезатора - Yamaha Motif ES6 (грубо говоря - по принципу действия -
некий не очень patent-encumbered аналог нашего любимого незабвенного
Korg Wavestation, только современный, с ROMами на сотни мегабайт и
векторным синтезом не на модном джойстике, а на обычных
контроллерах). Но я отвлекся %) Кроме всего, кстати, да, был, конечно,
огромный акустический рояль, наверняка тоже Ямаха, но на нем играли
все-таки меньше и скорее сольные такие, интимно-камерные вещи.

Впечатление о Кейко как об исполнителе - очень профессиональная и
точно выверенная эстетика движений, плавных и вместе с тем очень
быстрых. Очень любит импровизировать на каких-то гиперсложных
ритмически переборах, любит доигрывать вручную поперек размера "эхо"
от аккордов или этих переборов. Любимый прием, такая характерная
исполнительская фишка - сильно и со смаком долбить ритм на одной,
самой басовой клавише инструмента (это примерно как на уровне у
тов. Туомаса Холопайнена - почти каждую песню начинать с зажимания
стрингами и удерживания тактов на 20 первых самой нижней "E"). Очень
быстро и резко пользуется педалями. С той скоростью, с которой она их
успевает передергивать - в том числе и на акустическом инструменте -
можно запросто долбить бластбит под 240 на одинарной бочке %) Педалей,
кстати, на 2 синтезатора аж 4 штуки. 2 сустейна, просто переключатели
(кстати, Кейко пользуется не синтезаторными педалями, а педалями,
имитирующими рояльные), а две остальных - качающиеся с
потенциометрами, висящие на каких-то контроллерах. Совершенно
виртуозно владеет pitch wheel, modulation и кучей остальных, неведомых
мне эффектов. Кроме того, несколько песен было исполнено на хитром
инструменте, нормального названия которого я до сих пор не знаю: это
клавиатура и синтезатор, который надеваются на ремне, как гитара,
играть можно стоя, одной правой рукой, левая при этом держит его за
ручку, там, где у гитары был бы гриф. Так вот, оказывается, там
во-первых, не просто ручка, а там у него колесики, которые
настраиваются на какое-нибудь вибрато и можно действительно
зажигательно запиливать соло, как на гитаре, во-вторых, к этому чуду
замечательно подключается breath controller, так, что на выдыхаемый
поток воздуха можно повесить громкость или expression, скажем. В итоге
получается очень интересный инструмент: это одновременно и что-то
певучее и прорезывающее, дрожащее, как придрайвленная гитара, и
заполняющее, обволакивающее, чувственное, как флейта или кларнет. Звук
рояля - очень классический, мягкий. Плохо слышен за грохотом всей
остальной банды, так что с роялем играли относительно мало. Звук
stage piano - яркий, явно прихорусенный и еще что-то там. Очень гибкий
и управляемый. На втором синтезаторе извлекались в основном сложные
ньюэйджевые такие пады.

Сама по себе группа произвела такое редкое впечатление разрозненных
профессиональных музыкантов - и именно его я очень ценю. Есть
минимальная такая, но довольно четкая граница между двумя видами
хороших групп: когда музыканты сыгранны за годы совместной работы,
чувствуют друг друга, когда все пишется "вместе и сообща", образуется
некоторая "семья", что ли, и второй вид - когда музыканты образовались
как музыканты где-то на стороне, раньше, они уже пришли с огромным
багажом знаний и умений, им не надо "сыгрываться" в течение пара
десятков лет, они просто приходят, достают свои инструменты и играют с
первых же нот - делают то, чего от них ждут. В традиционных группах
каждый старается выложиться по максимуму за всю группу, а в таких -
каждый выкладывается за себя, отвечает за себя и этим
самоценен. Почему-то вторые группы мне по способу организации всегда
были радикально более симпатичны - но, если так вот подумать - я таких
толком и не знаю. Если начать вспоминать - перечислить можно по
пальцам одной руки - это вот группа Кейко, это Clann LIr, это Dream Theater, Liquid Tension Experiment, Fates Warning, Yes, еще немножко,
пожалуй, Enigma - и все, да и то с натяжкой. Я все это к чему - еще
одна причина того, почему они так понравились %)

Собственно, совсем чуть-чуть фактического рассказа. Мероприятие все
это происходило в ММДМ. Сам ММДМ с его большим залом - это такое очень
странное, но хорошее место. Зал большой, но деревянный, акустика
замечательная, хотя и выглядит модерново и слегка помпезно - тем не
менее, почти на уровне консервы. Похоже на кремлевский дворец по
организации, это да. Публика очень разношерстная - и традиционный
модный бомонд, и простые "интеллигенты", и новые русские, и "офисные
работники". Были замечены далеко не в единственном числе суровые не то
металлисты, не то байкеры, да и просто casual people вроде меня было
достаточно. Четкого разделения в зале особенно не
прослеживалось. Играли с группой, некоторые вещи в усеченном
составе. Привезенная концертная группа включает электрический бас,
гитары (испанские классические и джазово-полуакустические),
перкуссиониста с диким количеством всяких барабанов, барабанчиков,
палочек, трещоток, chimes и прочей звенящей и бумкающей техники,
ударника - весьма такого выраженно-джазового, как положено - крутящего
палочки, играющего щетками и все остальное (кстати, такой колоритный
негр с фамилией White), и, конечно, солиста-духовика, играющего на
саксофоне, а чаще на каком-то странном инструменте, похожем на нечто
среднее между кларнетом и саксофоном - медное, блестящее, без большого
раструба и рога, по форме и виду близко к кларнету, по звуку - к
саксофону, но не такой певучий и пустой, а плотный и сочный. Даже
основательно порывшись в энциклопедии, ничего похожего - так, чтобы
наверняка - не нашел. Басист пятиструнный, правильно такой джазовый,
очень подходящий - где не надо - не слэпит, может, когда это нужно, не
выпендриваться, а действительно тупо технично играть пару сотен раз
одну и ту же фразу.

Освещение и звук в ММДМ получился если не на 5+, то на 5
точно. Единственный маленький минус - экспрессивную акустическую
гитару было слышно плохо, гитаристу дали поиграть его испанские мотивы
только один раз, но оно и понятно - если бы его вывели вперед, своим
непрерывным потоком rasgueados он бы глушил всех. Гениальная находка -
подсвечивать музыкантов снизу. По стенам разбегаются тени, которые
двигаются и тоже играют на инструментах. Первобытные удовольствия в
чистом виде, на самом деле, да %)

Технически очень интересно концерт был обставлен, хотя об этом я могу
говорить часами - скажу только одну штуку - у каждого был свой монитор
и рядом стоял аккуратненький, маленький пульт. Каждый сам крутил себе
звук и не мучал режиссера страшными фразами про "больше X в
мониторы". Правильно все, в общем, да, high-end.

Первый раз в жизни не поленился и попытался записать сетлист. Вот что
у меня получилось:

1. ? - что-то с нового альбома

Началось с органного такого интро. Сама песня понравилась, хочется
еще.

2. Keiko Matsui – Moonlight Sailor

Гениально, одно из лучших произведений Кейко, близких к более-менее
традиционному джазу. Вживую звучит, пожалуй, лучше, чем в записи.

3. Keiko Matsui – Kappa

Самая ожидаемая и самая, вместе с тем, странно воспринятая песня. О
чем она, кто такое Kappa и все остальное я, разумеется, знал, песню
саму тоже знаю уже досконально. Но вживую это звучало как-то совсем не
так, как ожидалось - это было больше такое длинное и серьезно сольное
выступление Кейко, эта многочастность и "роковость" с вылезающим в
такое прямо классическое пентатоническое роковое соло саксофоном -
отсутствовала по сути. Саксофон подыгрывал немножко как раз основную
мелодию и все.

4. Keiko Matsui – Precious Time (?) (solo piano)
5. ?
6. Keiko Matsui – Across The Sun

Вторая по ожидаемости песня. Пожалуй, ощущение полного счастья и
лучшая песня концерта, по крайней мере для меня.

7. Keiko Matsui – Light in the Rain (?)

8. Keiko Matsui – Southern Crossings ([Full Moon and the Shrine)
9. Keiko Matsui – Whisper from the Mirror (Whisper From the Mirror)

С небольшим объяснением того, что эта песня была использована нашей
надеждой российского фигурного катания Ириной Слуцкой, и упоминанием
того, как Кейко встречалась с Ириной недавно. Хорошая песня.

10. Keiko Matsui – Mystic Dance (Deep Blue)

Сверхмедитативно. Длиннющая песнь, исполняемая в темноте на рояле с
басистом, играющим один рифф (рифф, кстати, чем-то дико похож на
Калугина ;)), и изредка подыгрывающим духовиком. Заснуть можно было,
это да %)

11. Keiko Matsui – Overture for the City (Walls of Akendora)

Еще одно открытие с нового альбома - понравилось. Must have.

12. Keiko Matsui – Safari

Зажигательно. Исполнялось стоя, на этой клавиатуре "гитарного типа".

13. Keiko Matsui – Light Above the Trees (Drop of Water)
14. Keiko Matsui – White Gate (?)

15. Blues

"Потому как мы только что приехали из штатов, мы вам сыграем
блюз". Сыграли. Очень характерно, в своей манере, хотя вроде самый
обычный 12-тактовый. Скорее всего - полная импровизация - каждый
отрывался как только мог. Кульминацией всего было, когда Кейко и
человек с саксофоном встали друг напротив друга и устроили дуэль по
солированию, а потом было шикарное outro такое в стиле Manowar %) Я
все думал - будут ли они тереться гитарами гриф-о-гриф и если да - то
как - учитывая, что гитар-то ни у одного, ни у другого %)

16. Keiko Matsui – Forever, Forever (solo piano)

Второй бис и совершенная, законченная и эмоциальнейшая сольная
вещь. Все ее записи, что я слышал - ну ни разу не отражают того, как
это было сыграно, с какой подачей и энергетикой %)

Вот. Мысли не прекращаются, но надо закругляться. Такой вот маленький
праздник эмоций и чувств получился =)


Создан 01 фев 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником